Главная arrow Определение предела выносливости

Определение предела выносливости

Результаты статических и динамических исследований прочности отливок. После проведения термической обработки образцы доводили до необходимого класса точности на круглошлифовальном станке. Затем испытывали-на статическую и усталостную прочность, определяли твердость и прочность на разрыв. Из образцов, прошедших испытание, готовили шлифы и изучали макро- и микроструктуру сплава.

Твердость образцов измеряли на приборе Роквелла по шкале НРА. Сопротивление разрыву определяли на разрывной безинерционной испытательной машине типа Т1-ДМ фирмы «Jnstron», а усталостную прочность при консольном изгибе и круговом вращении — на специально приспособленной для малых образцов стандартной испытательной машине.

С помощью этой машины с достаточной точностью при частоте 2800 циклов в 1 мин были произведены согласно ГОСТ 2860—65 многосерийные испытания на усталость малых образцов с определением предела выносливости материала отливок из КХС.

Согласно ГОСТу образцы выбраковали по разбросу твердости при наличии видимых при десятикратном увеличении дефектов на их поверхности (раковин, пор и др.) и в плоскости излома (раковин, рыхлот, пор), а также при отклонении образца от оси вращения (биении), большем 0,01—0,02 мм.

Данные результатов испытания образцов, оставшихся после выбраковки, подвергали математической обработке и заносили в таблицу.

При определении пределов выносливости за базу испытаний согласно ГОСТ 2860—65 было принято 107 циклов.

Основным критерием при определении предела выносливости и построении кривых усталости являлось полное разрушение образцов.

Нагружение образцов производили при постоянстве амплитудных напряжений цикла в процессе всего испытания образца. Разность между максимальными напряжениями циклов для последних двух ступеней напряжения не превышала 0,5 кг/мм2. На уровне предела выносливости испытывалось по 2—3 образца каждой серии. Если в процессе механических испытаний или при последующем металлографическом анализе образцов по месту разрушения обнаруживались дефекты литейного происхождения в виде усадочных раковин, рыхлот или развитой пористости, то результаты испытания таких образцов не учитывались при построении кривых усталости.