Главная arrow Явления синерезиса

Явления синерезиса

После застудневания гель теряет часть воды и уменьшает свой объем (М. М. Гернер, В. Н. Батовский, В. И. Шарчилев, М. А. Нападов, 1969).

 

Этим не исчерпываются отрицательные явления, вызванные синерезисом. Не менее важно и то, что выделившаяся на поверхность влага изменяет рельеф оттиска и может вступать в реакцию с различными компонентами смеси, из которой изготовляют гипсовую или керамическую модель, и нарушать процесс затвердевания модели. При получении моделей из Силамина в оттиске из Ден-токола и Гелина мы наблюдали их деформацию.

 

Явления синерезиса наглядно можно было проследить в наших опытах. При 20-кратном увеличении на экране оптического компо-ратора было отчетливо видно изменение рельефа поверхности оттиска вследствие выпотевания жидкости. Выпотевание жидкости из агарового студня протекает как бы импульсами. Сразу же после застывания массы на поверхности оттиска выделяется интенсивно жидкость. Спустя 5—10 мин отчетливо видно появление вначале отдельных, а затем сливающихся вместе выпячиваний (тень от пузырьков влаги), вследствие чего поверхность приобретает неравномерно гофрированный вид. Через 1,5—2 ч, влага испаряется и поверхность оттиска приобретает первоначальный вид, она становится гладкой, прямолинейной. В дальнейшем потеря воды идет менее интенсивно. Иногда явления' обильного выпотевания жидкости мы наблюдали спустя 24 ч. Образцы из массы ПХВМ имели идеально четкие контуры не только стенок оттиска, но и углов в местах перехода одной стенки в другую. Явлений деформации оттиска в Процессе хранения образцов не отмечалось. Выпотевание жидкости на поверхность образцов не наблюдалось.

 

Проведенные исследования позволяют заключить, что если применять формовочную 1 массу на связующем низкоконцентрированном гидролизованном этилси-ликате (Si02 —32%), срок затвердевания которого исчисляется часами, то за это время произойдет усадка оттиска, которая, безусловно, скажется на размерах получаемой керамической модели. Для того чтобы получить по этим оттискам более точные модели, необходимо применять быстротвердею-щие формовочные массы, такие, например, как предложенная нами или В. А. Озеровым и Е. М. Любарским (1969) масса для огнеупорных моделей.